• Протоиерей Михаил Васильев рассказал газете "Известия" о патриотизме

С древних времен человечество знает три способа заставить человека приносить пользу Отечеству. 

Первый способ — самый простой, известен с Древнего Египта: на пять–семь человек один надсмотрщик с палкой, и, если человек выполняет порученное дело медленно, этой палкой его бьют. Но этот способ неэффективен и, слава Богу, в большинстве случаев уже стал достоянием истории.

Есть второй способ, который широко используется в современном мире, — так называемый «натовский стандарт» мотивации. 

Сейчас он очень активно пропагандируется и у нас в России. При министре обороны Сердюкове его даже попытались внедрять в российское общество через армию. 

«Натовский» подход состоит в том, чтобы дать человеку много денег, а если что-то пойдет не так — налагать на него штрафные санкции или прекращать премиальные выплаты (приказ № 400 и т. д., военные это помнят).

Но наша все еще неэффективная экономика вряд ли в состоянии будет понести такие нагрузки. Все-таки наши сухопутные границы — самые протяженные в мире. Да и народонаселения в России явно недостаточно. Но самое, пожалуй, очевидное для всех — «За деньги можно убивать, но нельзя умирать».

 

А от человека военного требуется не просто сымитировать войну, как это практиковалось в армиях ландскнехтов в XVI–XVIII веках в Европе, а умирать там, где стоишь. То есть выполнять поставленную боевую задачу даже ценой своей жизни. Без веры в идеалы это невозможно.

Материальная мотивация на войне попросту не работает. 

Я помню, как в 1999 году в Косово беседовал с полковником армии «непобедимых» Арабских Эмиратов (всем понятно, почему «непобедимых» — потому что никого не побеждали). Этот полковник получал около $25 тыс. в месяц. Но при этом отчего-то подвиги и стойкость этой армии никому в мире по-прежнему неизвестны. 

Так или иначе, очевидно, что деньги не могут быть основной системой мотивации труда на благо своего Отечества.  Жить не для себя в служении людям и деньги — такие категории мало связаны. Настоящее творчество также не от денег.


Слава Богу, есть третий способ, и именно он был основным на всех этапах нашей российской истории. Этот способ — воспитание любви к Отечеству посредством нематериальной мотивации человека к подвигу или, если хотите, словами Евангелия от Иоанна: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Такая жизнь именуется жизнью «по совести», и это голос Божий в твоем сердце.  

Для того чтобы так жить, требуется систематическое христианское образование и воспитание. Это не может быть исполнено к юбилейной дате, к «красному дню» календаря и по приказу.

В современной России нам требуется совсем другой уклад жизни, мы должны изменить отношение к семье, обойтись без ура-патриотизма в школе и грубого агитационного давления через СМИ. Мы помним, как это работало в советское время — все начиналось с октябрятской звездочки и называлось «партийная сознательность», «честное пионерское», «честное комсомольское» и т. д. 


Люди верили в идеалы и побеждали. Давайте не будем выдумывать велосипед, пытаясь создавать в XXI веке новые идеологемы, чтобы опять обманывать людей обещаниями построить рай на земле. Давайте попробуем вернуться к вере Христовой.


При нашем храме существует православный военно-патриотический клуб «Илия Муромец», и дети, в том числе мои собственные, ездят по местам боев, приближая окончательную Победу в той страшной Великой Отечественной войне. Они собирают непогребенные останки солдат и офицеров Советской армии, оставшиеся на позициях, и хоронят их в братские могилы. За 15 лет ребята обрели из небытия около сорока имен и погребли около пяти сотен бойцов, брошенных убитыми на полях сражений. 

Пусть это не очень большой, но все же вклад к пользе нашего Отечества. А вера в Христа Спасителя, любовь к нашему народу и Отечеству неразрывно связывают всех нас «зде живущих» воедино с Россией как преддверием Царства Небесного.

Автор — помощник командующего ВДВ по работе с верующими военнослужащими


Читать интервью на портале "Известия"